Category: литература

Василий Чердаков

Василий Чердаков(Сызрань)

Фата моргана





Неутомимо время едет:
За годом год, за годом год...
Кто был писатель — нынче бредит,
Кто — красота, теперь урод.

Бескомпромиссно время давит:
За часом час, за часом час!
Жив будет тот, кто Бога славит.
- Всевышний, не покинь ты нас!

Как незаметно время льётся,
Секунды словно лёд шуршат,
над нами мыслями … смеётся.
Почувствуй время, как ушат

Ступи, студёною водою
Броню у сердца отмочи!
- Хоть анекдоты с бородою,
но только, время, не молчи!

Потерянное время — это голод!
Бездарный человек — моральный труп...
Общением несёт разрухи холод,
Калечит жизни код поскольку туп.

И что же делать? Как уйти от горя
В потоке ежедневной суеты,
Чтоб в бренных мыслей головном уборе
Благоухали свежие цветы?

Любить людей. Начала жизни строить.
Основы древних знаний изучать.
Молиться: сокровенное откроет
Господь, положит на чело печать...

Приняв, понять небесные законы,
Сквозь призму веры истину постичь:
Услышать человеческие стоны,
Подальше спрятав осужденья бич.

Я нужен всем, поскольку существую -
От пчёлки, до травинки на лугу -
брожественную суть любви простую
И вечную всей жизнью берегу!..


Завет

В автобусе с Овчинниковым ехал
Назад лет восемь или может шесть?
Была то несомненно жизни веха,
судьба василю оказала честь -

поговорить о жизни с аксакалом
(кто много повидал) фронтовиком,
учителем, хоть говорит он мало,
но знает жизнь и видит далеко...

- Что мне писать и как? - я вопрошаю
(автобус проезжает переезд)
и чувствую, когда страна ветшает
не ценятся слова, теряют вес;

в век электронных нанотехнологий
поэта божья искра не горит,
все думают про «дураки-дороги»!
А Николай Михалыч говорит...

Его завет прими, младое племя,
талант свой разверни во всей красе.
… Он говорит: «Пишите наше время,
эпоху нашу — так творили все...»

Читать всю подборку: http://graffitt.ru/
Сергей Сумин

Самарская чита, 9-10 июня, Самара.

ПРОГРАММА II КНИЖНОГО АРТ-ФЕСТИВАЛЯ «САМАРСКАЯ ЧИТА»
9 - 19 июня 2012 г.
Арт-Центр. ул. Мичурина, 90, литера Ы.

9 июня, суббота
12:00 – 13:00 – Открытие фестиваля. Книжное дефиле, боди-арт от тандема «The coure of silence».
13:00 – 14:00 – Презентация издательств-участников фестиваля: «Vita Nova» (г. С-Петербург), «Дом искусств», «Раритет», «Агни» (г. Самара) «Ad Marginem» (г. Москва), «Free Poetry» (Чебоксары), издательский проект «Самарские судьбы» (г. Самара), издательский проект «Гипертекст» и «Персонаж: тексты и текстах» (г. Уфа).
14:30-15:00 - Презентация тольяттинского литературного альманаха «Графит». Редактор и поэт Сергей Сумин (г. Тольятти)
15:00 – 15:40 – Лекция Михаила Погарского о «книге художника»
15:30 – 16:00 - Презентация книг издательства «АСФ-Альтъ-издат» (г. С.-Петербург) и встреча с издателем, поэтом и художником Григорием Кацнельсоном
16:00 – 17:00 - Книжная «Печа-куча»: презентация книг, изданных авторами, еще неизданных книг и проектов, связанных с книгами (каждая презентация длится не более 6 минут 40 секунд и проходит при личном участии автора или как видео-ролик). Участвуют Виктория Чикарнеева (г. Москва), Кирилл Миронов, Александр Веревкин, Наталья Апрелева (г. Самара), Артем Филатофф (г. Нижний Новгород), Наталья Филимошкина (Украина), Игорь Корниенко (г. Екатеринбург), Юлия Санина, Ирина Антонова (г. Тольятти), Кристина Абрамичева и Ольга Левина (г. Уфа), Анастасия Юдинских (г. Димитровград) и другие.
17:00 – 17:30 - Презентация журнала общества любителей вольных прогулок «Околоколомна». Редактор Игорь Сорокин (Саратов-Коломна).
17:30 – 18:00 - Литературный перформанс поэта, издателя и культуртрегера Алены Будариной (г. Тольятти)
18:00 – 19:00 – Поэтические чтения
Игорь Сорокин (Саратов), Григорий Канцельсон (СПб), Ольга Левина (Уфа), Артем Филатофф и Денис Липатов (Н.Новгород), Михаил Погарский (Москва), Сергей Лейбград (Самара) и др.

10 июня, воскресенье:
12:00 – 13:00 – Круглый стол на тему «Самарский книжный рынок сегодня: агенты, тенденции, ресурсы». Ведущий – Леонид Немцев, поэт. Участники: Татьяна Самойлова (издатель журнала «Перформанс», директор издательства «Дом искусств), Людмила Савченко (директор Литературного музея А.Н.Толстого), Вячеслав Смирнов (издатель, поэт), Александр Ерин (директор букинистического магазина «Пиквик»), Виктор Долонько (журналист, культуролог), Александр Завальный (зам. директора по науке Самарской областной универсальной библиотеки), Александр Болтянский, (издательство «Раритет») и другие.
13:00 – 13:30 – «Театр слова» Клары Саркисян и презентация ее «домашних книг»
13:30 – 14:00 - Презентация поэтической книги Виталия Лехциера «Куда глаза глядят» (г. Самара), иллюстрации Игоря Улангина. Издательство «Free Poetry» (г. Чебоксары).
14:00 – 14:30 - Презентация изданий поэтической группы «Веселье Ебинизера» (г.Самара): Кузьма Курвич, Алексей Рыжков, Дмитрий Недецкий.
15:00 – Презентация журнала о современном искусстве «Контрабанда» и издательства «Современная литература в интернете». Гл. редактор Алексей Караковский (г. Москва).
15:30-16:30 – лекция по книжному переплету.
14:30 – 16:30 – мастер-класс «Комикс своими руками» (от фестиваля «буМфест»). Ведущий Захар Ящин (г. Орел).
14:30 –перформанс «Метод Барбары Картланд». Сергей Баландин
15:30 – 16:00 – презентация книги Кристины Цибер и Владимира Тесёлкина «Триумфальное чувство потери».
16:00 – создание литературного граффити. Автор Александр Саныгин (г. Тольятти)
16:30 – презентация/акция «Возвращение "Цирка "Олимп"». Сергей Лейбград.
17:30 – 18:00 –презентация международной программы 12+12 («книга художника»). Автор Михаил Погарский (г. Москва).
18:00 – 19:00 – поэтический слэм с участием всех желающих.
19:00 – 20:00 – выступление групп «Контора Кука» (г. Самара), «Клад Яда» (г. Тольятти) и Алексея Караковского (г. Москва).
Сергей Сумин

Собрание Рильке в переводе Болдырева.

Хорошо бы прочитать вот эти книги из Челябинска:


Первобытный шорох взором Райнера Рильке

Представлять величайшего метафизического поэта, визионера и мистика Райнера Мария Рильке, всю жизнь любившего православную Россию, нет нужды. Тем неожиданнее, что мало кому известная студия «Единорог» (Челябинск) подготовила к выходу в свет
Малое собрание сочинений
Райнера Мария Рильке в 8 книгах.
В переводах и с комментариями Николая Болдырева, поэта, автора “Антологии Дзэн”, книг об Андрее Тарковском, Василии Розанове и многих других.
Многие тексты Рильке выходят на русском языке впервые.

Книга первая: Рассказы о Боге.
Книга вторая: Письма о Боге и о смерти.
Книга третья: Лирика.
Книга четвертая: Первобытный шорох (Малая проза поэта).
Книга пятая: Завещание (Малая проза поэта).
Книга шестая: Дуинские элегии.
Книга седьмая: Сонеты к Орфею.
Книга восьмая: Переписка с Мариной Цветаевой.

Объем тома — от 100 до 250 страниц формата 75Х90/32.
Каждый выпуск сопровождается подробным комментарием и послесловием переводчика.

Тираж издания будет реализован по предварительной подписке.
Принимается подписка на первые две книги.
Цена одного экземпляра – 150 рублей.

Контактный телефон – 89193442239. E-mail: nade5@yandex.ru
Для издания последующих книг собрания приглашаем
спонсора/продюсера, способного испытывать нестандартное удовольствие
причастности.
Сергей Сумин

Стихи Елены Каревой.

Здравствуйте, у замечательного поэта Елены Каревой в Нью-Йорке вышла книжка... Поздравляем!
Альманах "Графит" не мог пройти мимо этого явления. Небольшую мою рецензию Вы можете прочитать в новом номере уже в конце марта на бумаге. А пока - Вам!


Елена Карева, «Red-and-Blues». Нью-Йорк, «Elephant». 2011 г. 115с.

Поэт часто не знает направления своего движения. Поэта далеко заводит речь. Кто-то пишет все лучшее к 25 годам, кто-то зреет долго и выдает все лучшее после 30-ти. Стихи из новой книги поэта из Тольятти заставляют вспомнить греческое слово акмэ. Есть ощущение, что поэзия этого автора здесь достигает своего пика, как бы концентрируя личные впечатления до уровня поэтических образов, в которых реальность сияет подлинными красками. Елена Карева пишет стихи уже 25 лет и делает это очевидно все лучше и лучше. Самые сильные тексты Каревой  отточенностью формы и глубиной содержания заставляли меня внутренне аплодировать много раз. Книга, что необычно, издана в Нью-Йорке, но это почти ничего не говорит о качестве текстов. Здесь важна найденная мера – замечательные стихи, оформление книги и выверенная композиция.
Вообще читателя ждет увлекательное путешествие: холодность некоторых стихотворений заставляет читателя вспомнить русские зимы, а через несколько страниц можно очутиться в Италии, а потом в гостях у мифологической Эвридики или рядом  с реальной певицей Билли Холидей. Узнаваемых персонажей истории и мифологии много, и в них серебряный блеск, но не безжизненный. В книге много стихов о смерти, той, которая впереди, много тумана, неопределенности и мглы. Даже Орфей, великий творец, не смог спасти свою возлюбленную. Любовь и творчество не спасут нас, нас ничего не спасет, но отчего же так прекрасно горят цветы в саду и отчего все-таки кажется, что нас кто-то ждет в этой мгле, зовет тихим шепотом?


Ищите  стихи Елены Каревой в Интернете...

Стихи волгоградского поэта.

Стихи Сергея Васильева прочел лет пять назад, восхитился, а теперь,
когда руковожу литературным журналом, мечтаю
- хорошо бы напечатать такого хорошего поэта в "Графите":




* * *
Прости меня, любимая, зима
Крылата и дает нам задарма
Снегурочек и дурочек отважных,
Веселых, привлекательных весьма,
Я сам от них бываю без ума,
Как от игрушек ярких и бумажных.

А вот что делать с ними, подскажи,
Висеть всю жизнь над пропастью во ржи
Заснеженной невесело, однако,
Их целовать, запутаться во лжи
Или на грубых лыжах плыть в Кижи,
Чтобы дождаться радостного знака?

Молчишь, родная? Вот и я молчу.
Топчу всю эту глупую парчу
И душу свою вечную калечу,
Над снегом ясным соколом лечу,
А нужные слова я прошепчу,
Когда тебя под этим снегом встречу.


* * *
Полно сеть плести, полно когти рвать —
Холодна, словно лоб твой, Волга.
Снег опять не ляжет к тебе в кровать,
Снег — он в землю уйдет надолго.

И лепечут о чем-то цветочном сны,
И прощанья с тобою кротки,
И живут, печальные, до весны
Ангелы на сковородке.

И течет сквозь тебя живая вода,
Делаясь слишком твердой,
И стучится колокол иногда
В мозг твой, еще не мертвый.
Сергей Сумин

Тур Ульвен.

Великолепную книгу мне подарил Дима Воробьев из Чебоксар. Отличное избранное из, пожалуй, самого интересного поэта Норвегии второй половины 20 века Тура Ульвена. Издание двуязычное – переводы выполнены сразу на русский и чувашский языки. Автор крайне интересный, был отлично знаком с традицией европейского авангарда, однако движется в своих стихах к метафизическим основаниям бытия, к прямому, внецитатному взгляду на вещи. В этих стихах есть магия, некая странность, неукладываемость в рациональные рамки.

***

Ты засыпаешь
под сказки, нашептанные сквозь
замочные щели, между ножками кровати,
которые внезапно зацвели

ты проснешься
под снегом.

Когда ты откроешь ее,
книга
вскрикнет
от боли.


***

Становиться водой
в воде.

Камнем –
в камне.

Или влюбиться в руку,
что поймала камень

под водой.

Потайные места Тольятти...

Казалось бы – что интересно есть в Тольятти? Городок небольшой, все в нем уже хожено-перехожено. Никаких открытий быть не может. Я сам так и думал до недавнего времени… Однако, последнее время, попадая в необычные места Тольятти, я говорю себе – а кто еще кроме меня об этом месте знает? И теперь я буду выкладывать в своем блоге фото.
Назовем рубрику «Тайные места Тольятти». Я надеюсь, что жителям города и тем, кто что-то знает о нем, будет интересно.

Итак, первое место, о котором я слышал давно, а посетил недавно – это заброшенная аллея поэзии на территории санатория «Прилесье». Необычность аллеи сразу бросается в глаза – фигуры трех символов поэзии, трех муз(хотя 2 фигуры – мужские) расположены на расстоянии 20 метров, но явных следов асфальтовых дорожек я не обнаружил. Между тремя фигурами распологаются каменные основания со следами арматуры. Это остатки бюстов поэтов, которые были здесь когда-то, по некоторым свидетельствам, это были Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Пастернак. Остальные –неизвестны, но количество штырей – 9, а значит там стояло 9 бюстов поэтов. Куда они подевались? Еще в 2004 году мне рассказывали, что поэты, полуразрушенные, стояли в аллее. Возможно, вандализм?!
Теперь их нет, я так понимаю, и фоток не осталось – нам остается лишь догадываться – как они выглядели… Предположительно, аллея заложена в 1981-84 гг. Кто скульптор композиции - мне выяснить не удалось. Может, кто-то слышал? Напишите мне.
Фигуры муз высотой до 4 метров, в довольно хорошем состоянии, и производят вблизи довольно сильное эстетическое впечатление.

Итак, аллея поэзии:

















Сергей Сумин

Стихи саратовских поэтов.

Стихи саратовских поэтов.
Не все, что мне нравится, но...



Алексей Александров.

Дом щетиною антенн,
Небо ласточками низко,
Силу черпает Антей -
Земледелец в зоне риска,

Дождь, щекочущий песок,
Вождь, сминающий фуражку,
Древа слизывает сок,
Раскачавшись на подтяжках, -

Проникает в кровь и плоть
Капельно-воздушным ходом,
В облаках перед народом
Сон пытаясь побороть.



Дмитрий Голин.
ю.и.

Отпустив домой воздушных змеев,
день уснет в пустом чертоге брачном.
В боль твою чужой войти не смея,
грусть его, как воздух, нам прозрачна.

Утешенья свет найти не сможет,
но во сне полуденно пребудет.
Бабочки ночной не потревожив,
день его — свеча в его сосуде.

Ночь пройдет, тела наполнив смыслом,
неба плоть прорезав проводами.
Тишины не прозвучавший выстрел
губ коснется нежными губами.
И любовь, царящая над нами
там, где тонок воздух невозможный,
душу навестит во сне с дарами,
вбрызнув жизнь инъекцией подкожной.
Все, что я сегодня говорил,
было продиктовано желаньем
поскорей закончить разговор.

жаль, что собеседник так и не
понял, что на самом деле я
чувствовал, когда мы говорили.


Евгений Заугаров.

Можно было убедить себя
в том, что нничего не происходит,
просто я сижу и говорю.

У меня это не получилось.
Никогда не мог понять, что значит
понимать другого человека.

В том, что я сижу сейчас на стуле
и не представляю, что мне делать,
может быть, и есть какой-то смысл.

Должен же я все-таки найти
хоть какой-то заменитель слез,
у меня ведь это получалось.


Михаил Богатов.

Недолгое пристанище. Так скоро
покинет место дома и уйдёт.
И сердца утихающие споры
как скрипку, распаляющую звуки,
когда струны коснутся чьи-то руки,
он удивлённо сам в себе прервёт.

Наступят онемелость и бездомность.
Весна распустится в сухого ветра пыль.
Оторопело, каменно застынет
как маленький ребёнок на пороге,
который требует подарка взглядом строгим,
застынет он. Нет, он уже застыл.

На небывалое помножит ожиданье
и не получит цифры и числа.
Душа, он спросит в царственном молчанье,
как спрашивает нищий безнадёжно
у торопливо меркнущих прохожих,
Моя душа. Как? ты ещё жива?

Ты мне простила эту злую правду:
влюбить себя в неповторимый миг,
который сгинул навсегда и безвозвратно?
как обещанье погибает не исполнясь,
о коем никогда уже не вспомнят.

Ответом станут онемелость и бездомность
и безразличие к тому, что повторимо,
когда неповторимый миг исчез
когда мир даром распустился на ладони
и, как младенец накричавшийся, родившись,
уснул спокойным жизни начинаньем.
Уснул впервые. Будто бы затих.

Тольяттинские поэты на Шлюзовом.

Несколько дней назад на квартире Авдюкова Андрея в пос. Шлюзовой состоялся литературный концерт.
На нем, без преувеличения, выступили практически все лучшие поэты Тольятти. Теперь к их числу можно причислять и самарского поэта Сергея Щелокова, который уже месяц как переехал в наш город. Состав участников был действительно сильный: Андрей Князев, Айвенго, давно не выступавший Ладо Мирания, Елена Кочева, Дарья Муранова, Арина Усатова. В общем, было интересно. Спокойный и просветленный Князев прочитал жесткий постмодернистский текст антифеминистского характера с обилием цитат из новейших и старых мастеров маргинальной прозы.
Айвенго шаманил и распевал маленькие тексты типа «Витязь – Оглянитесь!», Муранова проникновенно читала свою метафорически насыщенную неженскую лирику, Ладо Мирания читал из цикла могучего старика Яхве. Сергей Щелоков много читал наизусть, демонстрируя навыки, которые раньше считались для поэта обязательными – умение выразительно читать, знать свои стихи по памяти. Отличный текст его прозвучал – с посвящением Мандельштаму. В общем, зрители, которых было не меньше 15 человек, не должны были остаться разочарованными. Затем были долгие собеседования – о литературе и не очень, игрища и прибаутки, рассуждения о кризисе и возрождении, обсуждение стихотворений Эдгара По. Все – на снимках…




Сергей Сумин за работой



Арина Усатова


Сергей Щелоков



Князев и Ладо Мирания - просветление рядом!


Айвенго


Дарья Муранова и философ!



ИГРИЩА ПОЭТОВ - ГИРЯ ПОЭЗИИ НА ТРОИХ!
Сергей Сумин

Лучшие русские романы 90-х годов.

На днях третий раз в жизни прочитал пелевинского «Чапаева»(первый — лето 97, второй - 99 год). Ну что ж, мое первое прочтение и полнейший восторг, конечно, не повторились, но, нужно сказать, этому произведению суждена долгая судьба. Не могу разделить восторгов по отношению к другим произведениям писателя(ну, может, нек.рассказы и «Желтая стрела»), но «Чапаев и Пустота» - это здорово! Захватывающий сюжет, философские диалоги, великолепно выписанные сцены начала века и гражданской войны, юмор — в общем, все , что нужно для постмодернистского шедевра.
Вообще, теперь, из 2010 ода можно назвать тройку лучших русских романов 90-х годов.
1 м. - В.Пелевин «Чапаев и Пустота» 1995-96гг.
2 м. - В. Шаров «До и во время», 93-94гг.
3 м. - П.Крусанов «Укус ангела», 97-98гг.
Конечно, в 90-х писали романы Владимов, Астафьев, Солженицын, Айтматов, но выразителями общего поветрия времени были не они, а молодые... Заметим, что все три рассказа — фантасмагории, произведения магического реализма... Во всех трех романах происходят чудесные события — рождение от мертвого, слияние человека и дерева, тайные знания наделяют человека властью, происходит рождение самого себя в трех поколениях, попадание в другое время, и т.д.
Также сквозные лейтмотивы трех произведений — война и больница. У Шарова действие происходит в психиатрической клинике, бывшем Центре развития гениальности, у Пелевина тоже, у Крусанова персонажи также долго лечатся.
Фантастичность жизни 90-х годов нашла отражение в этих фантастичных романах. По жанру почти все это — меннипеи(по Бахтину, образчиками жанра в России были «Мастер и Маргарита» Булгакова или «Козлиная песнь» Вагинова. Конечно, русская проза 90-х — еще и Сорокин, и Виктор Ерофеев, и Гостева, и Маканин, и Королев, и Толстая...
Но лучших для меня я назвал...